На Ямале "узаконили" чумработниц

На Ямале "узаконили" чумработниц«Победительницей конкурса красоты, талантов и умений и гордой обладательницей титула «Пэдава Пирибтя» (то есть «умелая девушка») стала Полина Вылко из села Салемал. Главный приз — белая ягушка (национальная женская шуба), сшитая из четырех оленьих шкур с богатым орнаментом, меховым воротником. Это как подарить дорогую норковую шубу, потому что это очень важный атрибут повседневной жизни в тундре», — сказала Саратетто.

В конкурсе приняли участие 26 представительниц коренных малочисленных народов Севера — ненки и ханты в возрасте от 15 до 18 лет. «Большинство из них во время учебного года живут и учатся в интернатах, но все лето проводят со своими семьями в тундре, помогая в хозяйстве по чуму. Но есть участница из поселка Яр-Сале, которая в тундре жила только первые шесть лет, затем из-за болезни ей запретили вести кочевой образ жизни, но она решила обучиться всем премудростям чумработницы, специально посещала мастер — классы», — рассказала организатор конкурса.

Испытания для чумработниц

Участницы состязаний прошли через пять испытаний. «Первое — это кулинарный отбор: девочки готовят малосол из северной рыбы. На самом деле это сделать не просто, необходимо убрать из рыбы все кости, правильно посолить, добавить «изюминку», чтобы щекур (вид рыбы — прим. ТАСС) стал мягким и сочным», — уточнила Саратетто.

Также чумработницы должны были исполнить песню из ненецкого фольклора, пройти театральный этап с постановками по национальным мотивам, а одним из самых сложных стал рукодельный конкурс, который сам состоит из трех испытаний, рассказала собеседница агентства. «Девочки шили оленью шкуру оленьими жилами вместо нитей, которые тоже должны сделать сами, потом пряли ненецкий национальный пояс и вышивали суконный узор», — рассказала организатор конкурса.

Пятый этап — тест на знание традиций и истории Ямала. «Но это и конкурс красоты, поэтому учитывается внешний вид. Никаких купальников, только национальные ягушки (ненецкая зимняя одежда), расшитые орнаменты и платья», — отметила она.

По словам организатора, в следующем году конкурс пройдет уже на окружном уровне. «Такой конкурс среди чумработниц на уровне района проводится впервые, в следующем году он станет окружным. В День оленевода основные подарки получают мужчины — это снегоходы, бензопилы, генератор, хотя роль женщины в жизни в тундре очень велика, поэтому появилась идея создать вот такой конкурс среди чумработниц, причем задействовать именно молодежь и показать, что девушки готовы продолжать традиции своего народа. А так как жизнь хозяйки чума очень разнообразна, решено было сделать не только конкурс красоты, но и талантов и умений», — рассказала Саратетто.

Ранее губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин предложил внести чумработниц в реестр профессий России, так как на хозяек домов в тундре возложены обязанности по приготовлению пищи, разделке оленей, разборке чумов и шитью одежды из шкур. Сейчас в регионе чумработниц оформляют как «оленеводов третьего разряда», что, по мнению властей, не в полной мере соответствует их функциям и не гарантирует соблюдение прав.